30.11.21==Ядерный "Молодец": как советский "поезд-призрак" нагнал страху на США
![Боевой железнодорожный ракетный комплекс (БЖРК) Молодец, представленный на уличной экспозиции Музея российских железных дорог, открывшегося в Санкт-Петербурге. Алексей Даничев / РИА Новости Боевой железнодорожный ракетный комплекс (БЖРК) Молодец, представленный на уличной экспозиции Музея российских железных дорог, открывшегося в Санкт-Петербурге. Алексей Даничев / РИА Новости]()
"Состав номер ноль" ничем не отличался от обычных товарняков. О том, что он перевозил, знать было не положено. 28 ноября 1989 года в СССР начал курсировать боевой железнодорожный ракетный комплекс "Молодец". Подробности у радио Sputnik.
В США его назвали "поезд-призрак". Среди сотен грузовых составов на железных дорогах СССР вычислить "Молодца" казалось невозможным.
И все-таки его вычислили. У поезда всего с 17-тью вагонами почему-то было три локомотива. За ним началась спутниковая слежка. Секретный проект запустили в 1969-м. В 1980-х появился первый состав. Его 18 раз прогнали по всем климатическим поясам – от тайги до пустыни. Когда он накатал 400 тыс. км, производство поставили на поток. В 1989-м у СССР было три особых ракетных дивизии: в каждой по четыре поезда – в сумме 36 пусковых установок. Рассказывает директор Музея войск ПВО Юрий Кнутов:
"Комплекс "Молодец" представлял колоссальную угрозу для США, так как в нем использовались межконтинентальные баллистические ракеты с дальностью поражения 10,5 тыс. км. Он позволял скрытно и достаточно мобильно перебрасывать ракеты в любую точку страны, где имелись железнодорожные пути, с возможностью произвести пуск, развернуться и снова скрыться. Кстати, уже в тот период все наши ракеты оснащались разделяющимися головными частями. Это была сверхуникальная система и очень грозное оружие. В США его относили к разряду оружия возмездия.
Боевой ракетный железнодорожный комплекс
"Молодцы" создавались так, чтобы гарантированно выдержать превентивный ядерный удар и нанести мощный ответный.
Но прошло несколько лет, и все они пошли под нож. В США тоже пытались создать нечто подобное, притом так, чтобы движение железнодорожного состава нельзя было отследить. Юрий Кнутов продолжает:
"У американцев была идея прорыть подземные тоннели для ракетных поездов с несколькими выходами для пуска, но проект оказался сверхдорогим даже для США. А наземный вариант, аналогичный "Молодцу", у них не получился. Они не смогли решить действительно очень сложную технологическую задачу: комплекс должен стрелять межконтинентальной баллистической ракетой из абсолютно любой точки, где бы ни произвел остановку".
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Подписаться
Свежие комментарии