Выше прогнозов
Заседание Совета Безопасности ООН по Украине началось 19 апреля в Нью-Йорке. Его созвали по инициативе Великобритании, которая в апреле занимает пост председателя СБ. Главной темой стала гуманитарная обстановка в стране.

В начале встречи с докладами по видеосвязи выступили замглавы Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН) Келли Клеменс и гендиректор Международной организации по миграции Антонио Виторино — они информировали членов Совета о текущей ситуации с беженцами из Украины.
Члены СБ выступали с акцентом как раз на этих вопросах — обвинения и призывы в адрес Москвы звучали, но по сравнению с другими встречами Совета в этот раз их было чуть меньше. Российский представитель — первый зампостпреда РФ при ООН Дмитрий Полянский — выступал шестым. Он рассказал о том, сколько беженцев с Украины с 2014 года приняла Россия — их, по его словам, 2,5 млн человек.
Свою речь дипломат адресовал в первую очередь западным странам. Он обвинил их в том, что они используют Украину в собственных целях.
— Забота западных коллег об Украине и украинцах носит весьма конъюнктурный и эгоистичный характер. Они сегодня нужны им всего лишь как пушечное мясо в опосредованной войне с Россией «до последнего украинца», — сказал дипломат.
Дмитрий Полянский также заявил, что призывы прекратить огонь направлены лишь на то, чтобы «дать передышку» Киеву.
— Подобные тактические псевдомиротворческие призывы мы будем тщательно отделять от искреннего стремления помочь Украине принять единственно правильное и давно назревшее решение, — сказал он.


Еще месяц назад ООН Twitter
ситуацию с беженцами из Украины «самым быстрорастущим [таким] кризисом со времен Второй мировой войны»: по ее оценке от 20 марта, внутри страны в помощи и защите будут нуждаться 12 млн человек, и еще 4 млн человек понадобится поддержка в соседних странах. К 18 апреля реальные цифры даже превзошли этот прогноз: в то время как по данным УВКБ ООН (здесь и далее), с 24 февраля, когда Россия начала военную операцию, число перемещенных лиц внутри страны составило более 7 млн, за рубеж бежали уже 4,98 млн человек (эту информацию на Совбезе привел Антонио Виторино).
Больше всего беженцев принимает Польша — там зарегистрировали 2,8 млн человек (самый пик пришелся на 6 марта, когда в страну въехали 140,8 тыс.); затем идут Румыния (750,6 тыс.), Россия (535,8 тыс.), Венгрия (465,5 тыс.), Молдавия (425,2 тыс.), Словакия (339,6 тыс.) и Белоруссия (23,6 тыс.).
— Гуманитарная ситуация на территории Украины становится всё более тяжелой и отчаянной, — сказали «Известиям» в Международном Комитете Красного Креста (МККК), который работает в зоне конфликта. — Дома превратились в руины. Семьи часами прячутся под землей в поисках безопасности. У сотен тысяч людей почти нет еды, воды, тепла, электричества и медицинской помощи. МККК активно расширяет свою деятельность с тем, чтобы удовлетворить насущные потребности людей, пострадавших от конфликта. Мы проработали на территории Украины восемь лет, и сейчас эта работа не остановится.
По данным организации, с 24 февраля в страну привезли более 700 тонн медикаментов, продуктов питания и предметов первой необходимости; МККК направил в регион 140 дополнительных сотрудников — сейчас их там около 800 человек, которые работают в 10 разных локациях; за это время удалось помочь 145 тыс. человек в 75 больницах.

Споры о коридорах
С начала военной операции остро встал вопрос гуманитарных коридоров, по которым люди могут безопасно покинуть места боевых действий. Первые такие маршруты удалось согласовать в начале марта — с того момента стороны начали договариваться по этому вопросу. 19 апреля вице-премьер Украины Ирина Верещук сообщила, что согласовать очередной маршрут не удалось, поэтому гуманитарных коридоров нет уже третий день. Она обвинила российских военных в том, что они не дали эвакуировать жителей из Мариуполя в Бердянск, который расположен в Запорожье и находится под контролем РФ с 28 февраля.
«Отдельно мы требуем срочный гуманитарный коридор с территории комбината «Азовсталь» для женщин, детей и других гражданских лиц (Этот завод находится в Мариуполе, российская сторона заявляла, что там заблокированы украинские военные — им предложили сдаться. — «Известия»)», — написала вице-премьер днем ранее.
Представители РФ, в свою очередь, сообщают об обратном: по словам главы Национального центра управления обороной РФ Михаила Мизинцева, «ежедневно с 10:00 мск российская сторона открывает гуманитарные коридоры на харьковском, луганском, донецком и крымском направлениях в сторону России»

На следующий день Михаил Мизинцев обратился «к представителям киевской власти» и потребовал от них «принять все меры для освобождения и выхода через созданные гуманитарные коридоры» мирных жителей, если они есть на заводе «Азовсталь».

По сообщению ТАСС со ссылкой на источник в силовых структурах ДНР, из подвала в районе проходной «Азовстали», а не с самого завода, вышли 120 мирных жителей. До этого представители частично признанной республики заявляли, что информация о мирных жителях на комбинате не подтвердилась, и гумкоридором оттуда никто не воспользовался.
Тем временем еще накануне встречи Совбеза генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш призвал стороны с 21 апреля установить перемирие — на четыре дня, «в связи со Страстной неделей, начиная с Великого четверга и до воскресенья», когда православные христиане будут отмечать Пасху.
«Во-первых, это безопасный проход всех гражданских лиц, желающих покинуть районы нынешней и потенциальной конфронтации, в координации с Международным Комитетом Красного Креста, — сказал генсекретарь. — Во-вторых, помимо уже проводимых гуманитарных операций, пауза позволит обеспечить безопасную доставку необходимой для спасения жизней гуманитарной помощи населению в наиболее пострадавших районах — Мариуполе, Херсоне, Донецке и Луганске».

В экспертном сообществе отмечают, что без согласия конфликтующих сторон ООН практически ничего не может сделать.

— Поскольку участник конфликта — Россия, у которой есть право заблокировать любое решение, то трудно себе представить какую-либо форму гуманитарной работы, которая бы устроила всех, — сказал «Известиям» научный директор клуба «Валдай», главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов. — Могут принимать какие-то заявления, как то было в Генассамблее, но прикладного значения они иметь не будут.
Замороженный диалог
19 апреля представитель генсека ООН Стефан Дюжаррик сообщил, что замглавы всемирной организации Мартин Гриффитс работает с Россией и Украиной над созданием «гуманитарных пауз». Сам Мартин Гриффитс до этого рассказал: он предложил обеим сторонам встретиться под эгидой ООН, чтобы обсудить гуманитарные вопросы — «особенно их военной составляющей, возможно, перемирия, его мониторинга, безопасных коридоров, гуманитарных приоритетов».
О реакции Украины на это предложение неизвестно. Россия публично ответила на него отказом. Как сказал 18 апреля в эфире «Соловьев LIVE» Дмитрий Полянский, такой разговор возможен, только «если будут перспективы каких-либо договоренностей между» Москвой и Киевом, которых он «лично сейчас не видит, особенно в нынешней ситуации».
Переговоры РФ и Украины продолжаются с конца февраля — последний контакт, после которого можно было говорить о каком-то прогрессе, состоялся 29 марта в Стамбуле. Тогда стороны обнародовали конкретные предложения украинской стороны по возможному соглашению. Однако три недели спустя риторика вокруг этого диалога приняла другое — пессимистичное — направление.


Так, президент Украины Владимир Зеленский в интервью CNN от 18 апреля сказал, что шансы на успех «уменьшаются с каждым днем». «Подумайте о Буче, Волновахе, Бородянке, Мариуполе. Наступает время, когда никто не хочет говорить. Наше общество не хочет, чтобы мы продолжали переговоры», — отметил он тогда.
На следующий день советник Офиса президента, член украинской делегации Михаил Подоляк в беседе с Reuters сообщил, что диалог фактически приостановлен. «Трудно сказать, когда будут возможны следующие прямые мирные переговоры», — сказал он, отметив, что ситуацию осложнила осада российскими войсками города Мариуполя. По его словам, Россия «делает серьезную ставку» на вторую фазу наступления. О начале следующей стадии российской операции 19 апреля в интервью India Today заявил глава МИД РФ Сергей Лавров.
— К сожалению, ситуация дошла до стадии, когда всё определяет исключительно логика боевых действий, — отмечает Федор Лукьянов. — И, конечно, никто ничего не будет останавливать, когда идут ожесточенные бои и Россия меняет тактику, готовя серьезное наступление. В таких условиях никто никаких гуманитарных пауз не объявляет.
Что касается переговоров, то они фактически прекратились после Стамбула: обе стороны исходят из того, что иного решения, кроме военного, нет; западные партнеры Украины тоже пришли к этому выводу и этого не скрывают, поэтому никакие гуманитарные и дипломатические инициативы на данном этапе невозможны, резюмировал эксперт.
По данным Верховного комиссариата ООН по правам человека от 17 апреля, с 24 февраля на Украине погибли 2072 человека, из которых в Донбассе — 732 человека.
Свежие комментарии